Какого цвета дыр бул щыл?
Jul. 11th, 2008 12:25 amСлово и образ – две стороны одного целого
Ольга Балла
"НГ-Ex Libris". - 10.07.2008. = http://exlibris.ng.ru/koncep/2008-07-10/5_word.html?insidedoc
Наталия Злыднева. Изображение и слово в риторике русской культуры ХХ века. – М.: Индрик, 2008. – 304 с.
Вопреки названию, книга – не об изображении и не о слове. Вернее, не в первую очередь о них. Скорее о том, что – предшествуя им обоим – делает и то и другое возможным.
Искусствовед и культуролог Наталия Злыднева, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН (Москва), специалист по культуре балканских народов и русскому авангарду, автор многочисленных работ по искусству и литературе первой трети XX века, пишет о глубоком родстве словесного и образного. Предмет ее исследований, формально именуемых «визуальной семиотикой», – корни, из которых растут и слово, и образ, формы, в которых они, некогда почему-то разделившиеся, переплетаются, проникают друг в друга, причины, по которым они нуждаются друг в друге и не могут расстаться – даже когда не подозревают об этом.
Словесное и несловесное предстают как два способа человеческого выговаривания мира. Правила этого выговаривания, свои для каждой культурной эпохи, современным западным искусствоведам привычно называть, и в этом автор за ними следует, «риторикой». Писателей и художников Злыднева рассматривает в едином потоке, не так уж дифференцируя их, в некотором смысле, по «специальности». Ее интересует в них одно: принципы работы с материалом. Они то и дело оказываются общими, во всяком случае вполне сопоставимыми. А результаты этой работы складываются в единый «вербально-визуальный комплекс». Речь идет в основном о первых десятилетиях прошлого века, но не только: отдельная глава досталась «актуальному искусству» 70–90-х годов, связанному с русским авангардом отношениями известной преемственности.
Злыднева прослеживает, как слово и образ, складываясь в сообщения о мире, подчиняются сходным закономерностям да еще и влияют при этом друг на друга. Особенно слово на образ: оно в нашей «логоцентричной» культуре все же сильнее. Язык, показано в книге, «давит» на живописные образы, определяет их, подталкивает их становление. Так ведут себя даже вполне автоматические, до незамечаемости, языковые обороты. Живопись первых десятилетий прошлого века, отказавшись от копирования видимой реальности, начинает следовать структурам языка и прочитывает его выражения нарочито-буквально.
( Read more... )